Свердловские врачи выполнили уникальную операцию по стентированию легочных артерий подростку
Юный свердловчанин родился с редкой патологией – тетрадой Фалло (порок сердца, сочетающей сразу четыре аномалии) и атрезией пищевода (при которой его верхний и нижний сегменты разобщены совсем, либо сообщаются с трахеей).
Для того чтобы ребенок выжил, сначала ему были выполнены эзофагостомия и гастростомия (хирургические вмешательства, заключающиеся в создании искусственных входов в пищевод и полость желудка для кормления пациента при невозможности приема пищи через рот), так как соединить сегменты пищевода сразу было невозможно. Потом детские кардиохирурги СОКБ №1 прооперировали сердце, устранив врожденные аномалии. И уже после этого врачи восстановили пищевод, соединив его сегменты участком кишечника.
Однако с ростом ребенка (и его сердца) сформировались стенозы легочных артерий, которые препятствовали нормальному поступлению крови в легкие, что случается после коррекции тетрады Фалло.
«Несколько раз ему эндоваскулярно выполняли дилатацию (расширение) стенозов легочных артерий, но происходили рецидивы. Открытая же операция на сердце была невозможна, так как был очень велик риск повредить восстановленный участок пищевода, который располагается непосредственно за грудиной. Поэтому решились на стентирование», – пояснил завотделением детской кардиохирургии СОКБ №1 Константин Казанцев.
Для того чтобы выполнить эту сложнейшую операцию врачи первой областной заказали специальные платиновые стенты, которые гораздо больше тех, с которыми они привыкли иметь дело.
«Из-за их больших размеров риск был огромный. Такие операции выполняются, например, в Германии и в США. Но о том, чтобы такое делали в нашей стране, я не слышал. А если даже где-то и было нечто подобное, то это редчайшие, единичные случаи», – рассказал заведующий отделением рентгенохирургических методов лечения и диагностики СОКБ №1 Лев Кардапольцев.
И если обычно стенты уже на фабрике монтируют на баллонные катетеры, с помощью которых их «раздувают» в сосудах, то в данном случае Льву Кардапольцеву пришлось делать это вручную. Поэтому подготовка к операции заняла гораздо больше времени, чем ее ключевой момент.
«Самой главной задачей было безопасно доставить эти стенты от мест пункций в бедренных венах к легочным артериям и, раздув баллоны, на которых они были надеты, практически одновременно их расправить. На этот короткий момент у пациента прекратился кровоток по легочным артериям. Но иного варианта в данном случае не было. Поэтому все нужно было делать синхронно, быстро и четко, так как у нас было всего несколько секунд», – объяснил Кардапольцев.
Самое удивительное, что эта операция, как и многие эндоваскулярные вмешательства, проводилась под местной анестезией. То есть во время всех манипуляций юный пациент находился в сознании.
Оперировавший мальчика врач добавил, что стенты нельзя было установить по очереди, так как, расширив только одну артерию, врачи рисковали перекрыть устье другой. Поэтому в операции было задействовано сразу трое эндоваскулярных хирургов. Вместе с Львом Кардапольцевым работали Максим Каштанов и заслуженный врач РФ Сергей Чернышев. Заведующий параллельно завел стенты в устья артерий, после чего один из ассистентов «раздул» правый баллонный катетер, а другой – левый. Таким образом, им удалось одновременно расправить суженные участки сосудов до требуемых размеров.
Заметим, что в рамках национального проекта «Здравоохранения» на территории Свердловской области реализуется проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», который в том числе направлен на увеличение количества рентгенэндоваскулярных вмешательств в лечебных целях.