Психологи "За" грудное вскармливание!
Психологи "За" грудное вскармливание!
О пользе грудного вскармливания молодым мамам говорят еще задолго до рождения малыша на лекциях в женской консультации, в социальных рекламах по телевидению, в журналах для будущих мам. Но, несмотря на всю эту просветительскую работу, многие матери отказываются кормить свое чадо грудью, не имея для этого никаких противопоказаний. А ведь грудное вскармливание играет важную роль не только в нормальном физическом, но и психическом развитии ребенка.
Безусловно, физиологическую пользу от кормления грудью сложно переоценить:
- С молоком матери в организм ребенка поступают все необходимые питательные вещества, минералы, жиры, витамины, необходимые для нормального роста и развития ребенка.
- Именно грудное вскармливание поддерживает иммунитет ребенка на достаточно высоком уровне, благодаря чему организм малыша может противостоять различным болезням.
Конечно, это не полный список, но и этого вполне достаточно любящей матери, которая в первую очередь заботится о благе ребенка, чтобы сделать свой выбор в пользу грудного вскармливания.
Однако грудное вскармливание имеет еще очень важный психологический аспект. Не все матери задумываются над тем, что воспитание ребенка начинается с рождения. А ведь именно кормление грудью дает ребенку возможность формирования первой привязанности, вместе с которой реализуется базовая потребность ребенка в безопасности, формируется базовое доверие к миру. Именно эти факторы: привязанность, безопасность и доверие к миру, влияют на развитие психики ребенка и определяют всю его дальнейшую жизнь.
Привязанность – это то, что позволит вашему ребенку в дальнейшем привязываться к дому, к семье, к конкретному человеку, т.е. завести собственную семью. Привязанность ребенка, да и взрослого, можно обозначить так: «Только этот человек, предмет, место, может удовлетворить мою потребность (в любви, безопасности, признании и т.д.)».
Базовое доверие к миру – необходимо для того, чтобы ребенок не боялся осваивать мир, общаться со взрослыми и сверстниками, проявлять любознательность. Дети, у которых не сформировано базовое доверие, скованны и боятся отойти от взрослого, окружающий мир кажется им враждебным и пугающим.
Потребность в безопасности – относится к числу витальных потребностей ребенка, без которых невозможна его жизнедеятельность. Родитель может удовлетворить эту потребность, обеспечив ребенку благоприятную среду для роста и развития, без стрессов и травмирующих факторов, поддерживая с ним постоянный физический и эмоциональный контакт.
Давайте рассмотрим схему развития доверия и привязанности у ребенка при грудном вскармливании:
- Ребенок имеет физическую или эмоциональную потребность
- Ребенок обеспокоен и напряжен
- Мать замечает потребность ребенка и удовлетворяет ее, прикладывая ребенка к груди
- Ребенок удовлетворен, чувствует себя в безопасности, формируются доверие и привязанность к матери.
Таким образом, первая привязанность появляется у ребенка сразу же после рождения и закрепляется кормлением грудью.
Очевидно, что удовлетворить все вышеперечисленные потребности можно с помощью грудного вскармливания, которое является естественным для женского организма и крайне необходимым для маленького новорожденного.
Так почему же женщины лишают себя этой радости единения с собственным ребенком, а малыша – нормального физического и психического развития?
Давайте подумаем вместе…
Чаще всего малышей переводят на искусственное вскармливание работающие мамы, которые хотят «без отрыва от производства» еще и родить, и, не понятным для меня образом, воспитать ребенка. В таких случаях кормлением и уходом за ребенком могут заниматься родственники и посторонние люди, приходящие няни, например. Вот только мамы не знают, как такая ситуация может сказаться на психическом и физическом здоровье ребенка. Чего лишает ребенка мать? А лишает она его развития привязанности и доверия к миру, в результате чего может получиться не ангелочек с белыми крылышками, а потребитель-паразит, не умеющий любить, сопереживать.
Давайте сейчас рассмотрим схему развития личности в отсутствие привязанности, когда кормление и уход могут осуществлять разные люди, как родственники, так и приходящие няни:
У ребенка нет возможности установить глубокую эмоциональную связь, т.к. у него много ухаживающих взрослых.
Ребенок привыкает к тому, что его потребность будет кем-то из взрослых удовлетворена.
Его контакт поверхностен и неразборчив. Нет двусторонней близости. Ребенок не огорчается, когда взрослый уходит.
Ребенок начинает зависеть от других в удовлетворении своих потребностей. Не чувствует потребностей других. Перестает нуждаться в привязанностях.
Устанавливает связь только для личной выгоды, чтобы что-то получить. Связь поверхностная, и, если прекращается, ребенок не чувствует потери и не огорчается. В случае неудовлетворения своих потребностей, испытывает злость. Растет потребитель: берет, что дают, но ничего не дает взамен.
Вам решать, дорогие мамы, каким вы хотите увидеть своего ребенка в будущем и уже сейчас утвердительно ответить на вопрос: «Кормить или не кормить?».